Кранец для буксирных и ледокольных судов

Изготовление. Основой кранца является сердечник из стального троса, на концах которого изготовлены огоны с. коушем (Рис. 16.1). Сердечник пропускается в парусиновый мешок сигаровидной формы, набиваемый затем пробкой-крошкой (Рис. 16.2, Рис. 16.3). Поверх мешка в один-два ряда укладывается старый пеньковый трос так, чтобы кранец постепенно утонялся к концам. Тросы стягиваются схватками, которые укрепляют кранец и предотвращают его смещение вдоль сердечника (Рис. 16.4) Кранец оплетается штыками. Для оплетки применяется смоленый трос (Рис. 16.5, Рис. 16.6).

Размеры кранца следует подбирать с таким расчетом, чтобы он выступал за привальный брус судна.

Материал. Сердечник — трос стальной 6Х24 + 70С (трос шестипрядный по 24 проволоки в каждой пряди, с семью органическими сердечниками), диаметром 9,5 мм, по ГОСТ 3083—55; коуши —0,9 по ГОСТ 9689—61; бензель сердечника -проволока ст. 3; мешок — парусина, артикула 11102, по ГОСТ 5683-61; набивка мешка — пробка-крошка; тросовая набивка — старый пеньковый смоленый трос любой толщины; трос для обвязки тросовой набивки — трос пеньковый смоленый, окружностью 30 мм, по ГОСТ 483—55; оплетка — трос пеньковый смоленый, окружностью 40 мм, по ГОСТ 483—55.

Применение. Кранец закрепляется с помощью скоб на носу и гакаборте буксирных, ледокольных, лоцманских и других судов, предохраняя их от повреждений.