Особые морские узлы

Описания особых морских узлов: кошачья лапа, мартышкина цепочка, бочечный узел, гачный узел, мешочный узел, олимпийский узел, и многие другие особые узлы.

  • Несколько способов вязки амфорного узла

    Мне всегда нравился амфорный узел, за его красоту и сложность. Знаю этот узел с середины восьмидесятых. В моей коллекции несколько способов вязки амфорного узла и речь будет об этих способах. Постараюсь быть объективным.

    Начну со способов показанных на этом сайте (они теперь тоже в моей коллекции).

    На фото-1, способ от Скрягина, совершенно непонятный и по нему учить этот узел не представляется возможным. Почему так получилось? Скажу свои соображения позже.

    Комментарии: 10
  • Сваечный узел

    Применяемый в такелажном деле этот узел получил свое название от слова “свайка”, которое обозначает железный или деревянный прямой или немного изогнутый конический гвоздь, используемый для пробивания прядей троса, выравнивания обметываемых вручную люверсов, заделки кренгельсов, а также выполнения других работ с тросами и парусиной. Для тех, кто работает с тросами, сваечный узел имеет очень важное значение. Он применяется при обтягивании линя или шки-мушгара во время наложения клетня или шлагов бензеля, которые закладывают на свайку (или драек) этим узлом. 

    (В этом деле свайка служит рычагом.) Им же пользовались, когда драйком обтягивали вокруг брашпиля стень-ванты на марсе.

  • Олимпийский узел

    Его назвали олимпийским потому, что он получается из пяти колец. Это старинный морской узел времен “золотого века паруса” - расцвета чайных, опиумных и шерстяных клиперов. На английском морском языке название этого узла весьма сентиментально - “Два сердца, бьющиеся как одно”. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд громоздкость узла, вяжется он не сложнее топового. Олимпийский узел надежен и конкретно отвечает своему прямому назначению — укоротить на время трос.

  • Мешочный узел

    Во флотах различных стран матросы хранили свои личные вещи по-разному - в мешках, рундуках и “чемоданах”. Например, по традиции военного королевского флота Великобритании одежда матросов хранилась исключительно в парусиновых мешках длиной 3 фута с диаметром круглого днища 1 фут. Матросам торгового флота Великобритании разрешалось иметь в кубрике деревянные рундуки размером примерно 2,5х1,5х 1,5 фута. В Российском императорском военном флоте для хранения личных вещей матросов употреблялись большие и малые “чемоданы”, сшитые из серой парусины № 6. Большой имел длину 2 фута 9 дюймов, ширину 1 фут 2 дюйма и высоту 1 фут. Малый был длиной 1 фут 2 дюйма, шириной 1 фут и высотой 9 дюймов. Оба имели от четырех до семи люверсов и парусиновый клапан. Брезентовые мешки английских военных матросов имели 12 люверсов, которые затягивались куском линя. Для переноски мешков матросы прикрепляли к ним кусок штерта, которым завязывали их мешочным узлом.

  • Лучниковская петля

    Некоторые знатоки узлов называют ее "турецким узлом". Это один из древнейших и удивительнейших узлов, когда-либо придуманных человеком. У него конкретное назначение — регулировать натяжение тетивы лука.

    Как известно, тетива почти любого лука никогда нс остается одинаково натянутой. Она, особенно если свита из сухожилий животных, полос кожи или волокон растений, может удлиняться или укорачиваться от различных причин, например, от влажности воздуха и его температуры. Менять свойства может и сам лук, будь он сделан из дерева или из рогов животного. Пролежал лук ночь на сырой земле — тетива натянулась, сидел охотник с луком у костра — тетива ослабла и т. д.

  • Крабья петля, или затягивающийся огон

    Особенность этого узла состоит в том, что он может работать в двух качествах: затягивающаяся петля или незатягивающаяся петля. Если концы крабьего узла в точках, отмеченных буквами А и Б, резко и сильно потянуть в разные стороны, указанные стрелками, узел перестает быть затягивающимся. Принимая форму, показанную на третьем справа положении на рисунке, узел больше не затягивается, его петля становится постоянной.

  • Колышка (баранья нога)

    В английском морском языке этот узел называется “Sheepshank”, что означает “баранья ляжка”. Такое название узел получил у англичан ввиду внешнего сходства его формы с бараньей ногой. В отечественных пособиях по морскому делу он не имеет никакого собственного названия, его просто именуют “узлом для укорачивания троса”.

    Известный русский капитан дальнего плавания В. В. Бахтин в своем “Объяснительном морском словаре”, изданном в Санкт-Петербурге в 1S94 году, этот узел называет “колышкой”. Может быть, не стоит нарушать традиции старой русской морской терминологии и вернуть узлу его прежнее наименование? 

  • Кабестановая петля

    По своему принципу этот узел такой же, как и крабий узел. При сильном рывке за концы, обозначенные буквами А и Б, узел меняет свою характеристику и из затягивающейся петли превращается в незатягивающуюся петлю.

    Французское слово “кабестана", попавшее когда-то в наш морской язык и одно время применявшееся на флоте, обозначает термин “шпиль” — вертикальный одинарный или двойной ворот для выбирания якорного каната и швартовов. Видимо, этот узел применялся на тросах при работах со шпилем.

  • Гинцевый узел

    Гинцами моряки называют небольшие тали, основанные между блоком, ввязанным в какую-нибудь снасть, и другим неподвижным блоком. Для ввязывания снасти блока в другую снасть применялся гинцевый узел. На парусных кораблях гинцевый узел применялся, например, при ввязывании ходового конца брам-фала или при ввязывании ходовых концов топенантов нижних реев в стропы блоков гинцев. Для этого обвивали кодовой конец брам-фала два раза вокруг верхней части стропа блока гинцев и, направив брам-фал вертикально поверх ходовою конца, продевали клевант или свайку между стропом и брам-фалом.

  • Гачный узел со шлагом

    При подъеме груза на гаке с помощью троса, завязанного гачным узлом, следует брать в расчет толщину троса. Если по отношению к гаку трос достаточно толст, его можно заложить одинарным гачным узлом и благополучно поднять груз. Тонкий трос, заложенный одинарным гачным узлом, может съехать со спинки гака, и, если он тонок по отношению к гаку, его закладывают гачным узлом со шлагом . Это намного увеличивает надежность подъема груза.