Идеальный рюкзак?

Автор - Илья Слепцов (Санкт-Петербург)

Перед началом проведения литературного конкурса нашего сервера я получил от спонсоров - компании "NovaTour" (Москва) - главный приз. Этим призом был рюкзак "Абакан-120". Совсем недавно я упаковывал его для отсылки победителю конкурса. Получилось, что достаточно долго этот рюкзак пролежал у меня дома, благодаря чему я успел внимательно изучить его конструкцию. В процессе изучения у меня появилось несколько мыслей, которыми хотелось бы поделиться с нашими читателями.

У нас, в Санкт-Петербурге, ассортимент рюкзачной продукции представлен, в-основном, рюкзаками фирм "Терра", "Снаряжение", "Акме-дек", "Red Fox", "ПИК-99", "Турион". Это - наиболее известные марки, есть еще масса незнакомых моделей от малоизвестных российских производителей, плюс дорогие заграничние "Салевы", "Татонки" и "Джеки Вульфскины". Я не буду обсуждать здесь преимущества и недостатки буржуйских моделей - у меня все равно никогда не было на них денег. Я сам хожу с рюкзаками от "Терры", "Акме-дек" и "ПИК-99", которыми я, в-общем, доволен. У каждого есть свои премущества, свои недостатки. Каждый предназначен для своей цели, с которой он справляется. Пожалуй, недостатков лишен только "Акме-дековский" рюкзак "Домбай" - к нему у меня нет ни одной претензии.

Сегодня же мне хотелось бы поговорить вообще о том, какие же основные "фишки" бывают в рюкзаках (во-всяком случае, как я это воспринимаю), и какие из них встречаются в реальных моделях, имеющихся в продаже. Сразу оговорюсь - сфера применения обсуждаемого рюкзака ограничена пешими, лыжными и водными походами около 3 к.с. Я не буду разбирать здесь альпинистские и велорюкзаки поскольку ничего в них не понимаю.

Что же можно (в теории) запихать в идеальный рюкзак? Начнем по порядку.

Материал - хорошая прочная кордура, желательно - импортная. Лично мне не нравятся рюкзаки из авизента, хотя они легче и компактнее складываются, что бывает важно в водных походах.

Стропы могут быть самыми разнообразными, но мне нравятся рифленые импортные - они отлично удерживают пряжки в застегнутом состоянии. Очень важно, чтобы стопы были и на клапане рюкзака, и на его дне - это позволяет при необходимости пристегнуть к рюкзаку массу полезных вещей. Удобно, когда на концах стропы срезаны по 45 градусов - в этом случае облегчается вдевание стропы в пряжки.

Пряжки могут быть пластиковыми, но они должны быть прочными. У меня было несколько случаев перелома пластиковых пряжек, выпущенных питерским "Снаряжением". Сейчас на моих рюкзаках стоят пряжки того же "Снаряжения", только усиленные - проблем с ними не было. Очень хорошо зарекомендовала себя фурнитура от Nexus (они, кажется, из Швеции). Однако, мне всегда хотелось поставить на самые ответственные места, такие как лямки, металлические пряжки - им-то можно доверять на все 100%.

Молнии мне нравятся самые жестокие, вроде большущих "тракторов". Хорошо, когда и молния имеет свою марку, желательно импортную, поскольку советские молнии рассыпаются через год нормальной эксплуатации (проверено на себе и на рюкзаках моих друзей).

Лямки и "спина" рюкзака должны быть дублированы толстой пеной, желательно мягкой. Очень хорошо себя чувствуешь с рюкзаком, имеющим систему вентиляции на спине. Металлические латы, грамотно вписанные в конструкцию рюкзака, значительно облегчают его переноску. Важно только, чтобы эти латы легко вынимались, плюс действительно брали на себя распределение нагрузки по спине, а не торчали в шкуре рюкзака как бесцельные утяжелители.

Клапан рюкзака должен быть широким, закрывающим всю площадь тубуса. Удобно, когда молния клапана пропущена по 3-м его сторонам - это позволяет широко расстегивать клапан и откидывать его верх, как крышку. Можно оборудовать в клапане отдельный отсек для хранения документов, закрывающийся на молнию. "Акме-дек" делает съемные клапаны, трансформирующиеся в поясную сумку - тоже отличная идея.

Ручки для переноски рюкзака могут помещаться на его передней и задней поверхностях. На моем "Терровском" рюкзаке ручки пришиты и по бокам - очень удобно стало подбрасывать огромный набитый тюк на плечи товарищу (а чаще товарищи подбрасывают его на мою спину). Если ручки шьются с дополнительными накладками из стропы для обеспечения дополнительной прочности - получается тоже очень неплохо.

Кармашки для вставки концов груза по бокам рюкзака помогают переносить весла, удочки, топоры, пилы и пр. В этом случае конец переносимого предмета вставляется в кармашек, а сам предмет прижимается к рюкзаку боковыми стропами.

Наличие "подвала". Укладка рюкзака может значительно облегчиться, если в рюкзаке предусмотрен отдельный отсек возле дна. Такой отсек обычно отделяется от основного объема рюкзака клапаном на молнии или шнуровке. Доступ в отсек можно получить, расстегнув молнию сбоку рюкзака.

Наличие карманов на рюкзаке. Что ни говори, а карманы здорово облегчают жизнь туриста. Вечно что-то хочется запихнуть в них в последний момент. Мне лично нравится, когда карманов много.

Дополнительные съемные отсеки - крайний вариант карманов. Если получается, что в поход надо взять совсем уж много вещей, то съемные отсеки могут очень пригодиться - навешиваешь их на рюкзак и запихиваешь туда вещи первой необходимости (аптечку, перекус, термос, спички и пр.).

Боковые шнуровки на тубусе - я не большой их поклонник, поскольку предпочитаю хилой веревке надежную стропу на пряжке. Однако многие пользуются - и ничего, довольны:

Крепления для ледоруба - полезная вещь для тех, у кого есть ледоруб. Удобны преимущественно в дороге, поскольку на горе от ледоруба, висящего на рюкзаке, мало проку.

Это были, так сказать, пожелания к производителям рюкзаков. Что же мы видим в реальности? Рюкзаки, объединяющие хотя бы пять полезных признаков, в природе почти не встречаются. Вечно - то стропы короткие (даже палатку к дну рюкзака приходится пристегивать с зубовным скрежетом), то кармашков по бокам нет, то клапан открывается молнией, по длине похоже на молнию от кошелька. Про навесные тубусы, "подвалы" и кошельки в клапанах я вообще не говорю - модели с ними можно пересчитать по пальцам.

Бывает, видишь хороший рюкзак - сшит отлично, материал хороший, но карманов нет, клапан микроскопический, сбоку болтается какая-то дурацкая шнуровка, на клапане строп нет, а на дне они такие короткие, что создается впечатление, будто их пришивают "до кучи", чтобы в рекламках потом хвастаться. Вот и приходится потом сидеть вечерами, пришивать недостающие детали и убирать всякую ненужную дребедень.

Я уже думал, что рюкзаков, вмещающих все мои пожелания, не существует, пока в руки мои не попал "Абакан-120". Сразу оговорюсь - это не рекламная статья, заказа на нее я не получал, опыта хождения с этим рюкзаком не имею, поэтому буду писать исключительно про его конструкцию, не касаясь вопросов качества материала, фурнитуры и пошива. Однако конструкция рюкзака настолько оригинальна, что написать о ней стоит.

Итак, что же мы имеем в "новатуровском" "Абакане-120"? Просто перечислим:

материал - полиэстер, по виду очень похожий на кордуру;
- пряжки - пластик, на лямках и поясе - металл;
- спина с мягкими подушками, лямки дублированы мягким материалом достаточной ширины (мне показалось, что этот материал - не пенополиэтилен, закралось даже подозрение - а не поролон ли это? Уж больно мягкий: Очень надеюсь, что это не поролон, иначе долговечности у такой спины не будет никакой);
- съемные латы анатомической формы, вынимающиеся из своих кармашков просто элементарно;
- клапан открывается широкой молнией на три стороны, есть встроенный кошелек, съемные стропы с пряжками для навески груза;
- тубус рюкзака имеет "подвал" с клапаном на молнии";
- впервые в жизни увидел стяжку на верху тубуса, позволяющую умять торчащие из рюкзака вещи. Сделано с виду добротно, с большой пряжкой;
- дно рюкзака выполнено из тезы (прочная, не промокает), есть достаточно длинные стропы на пряжках. Оригинальная система крепления строп к тубусу - на выносных петлях;
- ручки на передней и задней поверхности рюкзака, усиленные дополнительным слоем стропы;
- кармашки для вставки концов груза на боковых поверхностях рюкзака;
- навесные отсеки для закрепления на боках тубуса рюкзака;
- шнуровка на задней поверхности тубуса;
- крепление для ледоруба на задней поверхности тубуса.

Люди! Я никогда не видел столько фишек сразу, в одном рюкзаке! Не знаю, конечно, как он пошит и насколько надежны применяемые материалы, но за конструкцию хочется поставить честную пятерку. Если кто-нибудь пользовался этим рюкзаком - напишите, поделитесь своими впечатлениями. Очень уж хочется узнать - действительно ли мечта исполнилась? Неужели создан мой идеальный рюкзак?

Первоисточник:  skitalets.ru/equipment/rukzak/abakan/index.htm