Выбор ткани

Для любого яхтсмена, собирающегося заказать новый парус для яхты, возникает вопрос выбора материала для его изготовления. Материалов сегодня производится великое множество, они могут сильно отличаться друг от друга внешним видом, конструкцией, типом волокон, назначением, ну и ценой, разумеется. Разбираться в них неученому человеку, не имеющему химию, сопромат и изготовление парусных тканей, в частности, в числе своих увлечений, откровенно скучно и неинтересно. Но, как и при покупке любой вещи, стоящей заметных денег, приходится изучать возможности, характеристики, особенности и т.п., того, что следует купить, то имеет смысл поступить так и при заказе парусов. Часто пытаются воспользоваться советами мастера, льстя его опыту и компетентности, но мастера бывают разные, и могут посоветовать совсем не то, чтобы вы выбрали, зная о парусных материалах чуть больше. Поэтому попытаюсь ликвидировать неосведомленность населения в этом деле, употребляя минимум специальных терминов и заграничных слов и не удивляя своим знанием химического состава пропиток и их фирменных названий, а также, расшифровки аббревиатур различных серий парусных материалов разных компаний, их производящих.

Все современные парусные материалы делятся на тканые и ламинированные. Первые имеют основой своей плотно сотканное полотно, с последующим циклом различных отделок, после которых материал получается более жестким (способным сопротивляться деформации), важнейшими из которых есть каландрирование ткани и пропитка. Свойства ткани, прежде всего, зависят от плотности набивки нитей, естественный предел которой достигнут в одинаковой степени всеми производителями. Каландрирование, т.е. прокатывание ткани между горячими валками, превращает круглые нити в плоские, что существенно снижает диагональную подвижность ткани, но и заметно уменьшает прочность непосредственно нитей. Финишная пропитка ткани различными смолами позволяет достигать меньшей растяжимости под нагрузкой во всех направлениях. Существуют разные технологии пропиток, а также применяемые для этого смолы различного состава и жесткости. Поверхностная пропитка жесткими смолами обеспечивает максимальную жесткость этого типа материалов, это самые дорогие ткани, они применяются для гоночных парусов, которые некоторое время неплохо держат форму и благополучно “умирают”, после того, как разрушается и осыпается эта замечательная пропитка. Более эластичные смолы лучше пропитываются волокнами, лучше удерживаются в структуре тканой основы, пропитки эти в меньшей степени боятся неизбежных изломов ткани и динамических ударов, но, соответственно, не позволяют получить характеристики, как у материалов с жесткой пропиткой, по принципу: чем мягче — тем хуже. Для гоночных парусов такие ткани не применяются.

В тканях, предназначенных для парусов горизонтального кроя с большим удлинением (соотношение передней шкаторины к нижней), нити утка (поперечные) в несколько раз толще нитей основы (продольных). Такие ткани имеют высокое сопротивление растяжению по утку, но не годятся для парусов с малым удлинением, где шире диапазон нагрузок, расположенных по поверхности паруса по отношению к задней шкаторине. Для таких парусов производятся более сбалансированные ткани, имеющие лучшую диагональ, эти ткани более универсальны, но требуют выбора большего веса из-за более слабого утка. Существуют также, так называемые ткани с сильной основой, имеющие нити основы толще нитей утка, но, поскольку, соткать ткань, предварительно сильно натянув эти самые нити основы, технически невозможно, то особо сильной основа в этих тканях и не получается. Эти ткани обрабатывают мягкой пропиткой и применяют для круизных радиальных парусов. Для изготовления радиальных гоночных парусов из тканых материалов подходят сбалансированные жесткие и армированные ткани.

Вышеописанные ткани производят чаще всего из полиэфирных нитей, также более дорогого Пентакса и Спектры. Для спинакерных материалов применяют полиамидные волокна, реже — полиэфир. Основными недостатками парусов из большинства подобных материалов, которые у нас принято называть дакроном, являются большой вес паруса при относительно невысокой жесткости, неспособность материала достаточно противостоять диагональным нагрузкам, возникающим в парусе, и, как следствие, гарантированная потеря заданной формы, появление складок, а также короткая гоночная жизнь у парусов из тканей дорогой отделки. И главный недостаток: непригодность дакрона для изготовления гоночных радиальных парусов высокого качества. Исключением здесь необходимо отметить челенджевские серии Pinstripe® и Spectrastripe®. Pinstripe это Dacron®, армированный по основе волокнами Gold Kevlar 29, такая комбинация позволила получить очень жесткую гоночную ткань для радиального кроя, которая при очень малом весе имеет параметры, сравнимые с параметрами арамидных ламинатов (по идее, — через “о”, т.к. полное название: Ароматические Соединения, однако, в англ. Aramid — для ред.). К примеру, из ткани этой марки весом всего 3,4 парусных унций (это 145г/м2 — из дакрона такого веса шьют паруса для “Оптимиста”) можно смело шить генуи для тяжелой погоды и грот на четвертак, — дакроновые паруса получатся в два раза тяжелее, — а обойдутся такие паруса вам значительно дешевле ламинатных.