Стальные тросы

Стальные тросы имеют ряд преимуществ. 

Правильный выбор типа, конструкции и свойств элементов стального каната, исходя из конкретных условий эксплуатации, во многом определяет долговечность самого троса и нормальную работу грузоподъёмных машин.

При одинаковом весе с растительными они значительно крепче и надежнее в работе, меньше изнашиваются и меньше подвержены влиянию сырости. Вместе с тем они значительно более жестки, боятся изломов, и только особо гибкие стальные тросы выдерживают некоторые узлы. Стальные тросы неэластичны и при резких натяжениях лопаются. Делают стальной трос из отдельных проволок, покрытых цинком (или из нержавеющей стали).

Стальные тросы для судового такелажа начали выпускать в Великобритании более 100 лет назад. Фирма по производству тросов Ньюол в г.Ньюкаслэн-Тайн запатентовала усовершенствованный стальной трос. В 50-х гг. XIX в. большинство новых судов флота Англии оснащалось стальным такелажем, который стал отличительной особенностью английских судов.

По роду выделки стальные тросы бывают жесткими, гибкими и особо гибкими. Жесткие тросы свивают из толстой проволоки и употребляют для стоячего такелажа, где они не подвержены сильным изгибам, но испытывают значительные нагрузки. Пропускать такие тросы в блоки нельзя. Гибкие и особо гибкие тросы делают из тонких проволок с пеньковыми сердечниками в каждой пряди. Поэтому они обладают хорошей гибкостью и используются для бегучего такелажа. При той же толщине жесткие тросы в восемь раз крепче пеньковых, а гибкие — в шесть. 

В зависимости от конструкции, стальной канат имеет различную гибкость и коэффициент растяжения. Конструктивно стальной канат изготовлен из высокопрочной проволоки и сердечника. Проволоку обвивают вокруг сердечника и получают прядь, пряди в свою очередь тоже обвивают вокруг сердечника и получают трос. Изготовлен из стали, оцинкован. Сердцевина синтетическая/растительная.

Широкое применение получили гибкие тросы, которые используются как швартовные. Они свиваются из тончайших проволочных прядей, соединенных с прядями из лучшей пеньки. Около 50-60 лет назад Фагерста изобрел другой вид троса, так называемый тайфун-трос, в каждой пряди которого стальной сердечник оплетался пеньковой нитью. Такие тросы были гибкими, но не очень прочными, потому что внешняя пеньковая нить легко рвалась и цеплялась за выступающие части лебедки, что постепенно выводило трос из строя. В настоящее время выпускают тросы, подобные описанным выше, так называемые комбинированные, со стальным сердечником и внешними нитями из манилы или сизаля, которые используют на рыболовных траулерах в качестве траловых тросов и футрепов.