Клетневание тросов

Клетневание тросов производится для предохранения их от перетирания и вредного действия влаги.

Материалы, используемые при клетневания, носят наименования клетневины и клетня. В качестве клетневины применяются полосы парусины шириной 6—10 см, нарезанные под некоторым углом к основе полотнища. В качестве клетня, в зависимости от материала троса, используются шкимушгар, тонкий линь, мягкая луженая проволока или спиральный канат.

Предназначенные к клетневанию тросы, как правило, тренцуются, за исключением тонких тросов, которые можно клетневать без предварительной подготовки.

Перед началом клетневания трос туго натягивается с помощью талей между двумя какими-либо стойками или тисками и покрывается древесной смолой. Затем трос обматывается насмоленной клетневиной, которая накладывается по направлению спуска троса так, чтобы каждый ее новый шлаг несколько перекрывал предыдущий (Рис. 4.1).

Сверху клетневины накладывается клетень, шлаги которого располагаются в направлении, противоположном спуску троса.

Наложение клетня на толстые тросы выполняется с помощью полумушкеля (Рис. 4.2), а на тонкие тросы — с помощью такелажной лопатки (Рис. 4.3). Клетень следует накладывать плотными ровными шлагами. Последние пять-шесть шлагов клетня обносятся вокруг троса с некоторой слабиной. Под этими шлагами проводится ходовой конец клетня, после чего шлаги туго обтягиваются, а лишний конец клетня обрезается.

Оклетневанный трос показан на Рис. 4.4. Клетневанию подвергаются снасти стоячего такелажа.