Шпигованный мат

Изготовление. Шпигованный мат изготовляется в четырехугольной деревянной раме, имеющей размеры, одинаковые с заданными размерами мата. В бруски двух противоположных сторон рамы вбиваются на равных расстояниях один от другого гвозди, между которыми натягиваются нити основы мата (Рис. 11.1). К нитям основы привязываются сложенные вдвое кроткие (10-12 см) каболки пенькового троса. Их закрепление поясняется Рис. 11.2, Рис. 11.3. Концы каболок образуют равномерный плотный слой шпиговки (Рис. 11.4, Рис. 11.5). Как видно из рисунков, ввязывание каболок производится рядами в направлении, перпендикулярном нитям основы. Иногда для увеличения прочности мата между нитями основы вводится шкимушгар, образующий уток мата.

Уток вводится в мат с помощью деревянной иглицы. Он разделяет и одновременно закрепляет ряды каболок шпиговки (Рис. 11.6).

Законченный мат изображен на Рис. 11.7.

Материал. Основа мата — линь смоленый, окружностью 18 мм по ГОСТ 1091—41; уток — шкимушгар смоленый, окружностью 16 мм; ворса (шпиговка) — каболки бельного или смоленого пенькового троса по ГОСТ 483—55 или каболки манильского троса по ГОСТ 1088—41.

Применение. Маты, в том числе шпигованный мат, применяются при заделке пробоин и тушении пожаров. Кроме того, маты используются в качестве подкладки под тяжелые предметы, могущие повредить палубу, а также у трапов и входов во внутренние судовые помещения для вытирания обуви. Маты применяются также для покрытия сходен, фальшбортных и парадных трапов.