Теплоход «Челюскин» и его характеристики

Для экспедиции по Северному морскому пути было использовано судно, специально спроектированное советскими конструкторами-кораблестроителями для плавания во льдах Арктического бассейна. Пароход по техническим данным был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблем. Он был предназначен для плавания между устьем Лены (отсюда и первоначальное название корабля - "Лена") и Владивостоком. Заказ на строительство был размещен на одной из самых известных европейских верфей Burmeister&Wain (B&W) Copenhagen.

Еще год тому назад были сделаны попытки получить информацию об этом заказе от строителя. Причина неудачи этих попыток оказалась в следующем. Верфь Burmeister&Wain (B&W) Copenhagen обанкротилась в 1996 году, и при этом большое количество документации было утрачено. Сохранившаяся часть архивов была передана в музей фирмы B&W. Руководитель музея Христиан Мортенсен (Christian Hviid Mortensen) любезно предоставил возможность воспользоваться сохранившимися материалами, относящимися к постройке "Челюскина". К их числу относятся фотографии спуска на воду "Лены" и испытательного плавания корабля (публикуются впервые), а также пресс-релиз с описанием "Челюскина", дающий представление о техническом совершенстве корабля (Приложение 1).

Фрагмент фотографии спуска на воду был размещен мною на сайте www . cheluskin . ru в надежде установить имена участников этого события. Однако мы оказались не в состоянии идентифицировать кого-либо на снимке. По полученной информации «Челюскин» был единственным судном этого типа, построенным B & W . Пароход « Sonja », на который ссылаются на сайте www . cheluskin . ru , был предназначен для других условий эксплуатации и имел, возможно, только внешнее сходство с "Леной". Кроме того, B&W поставил СССР еще два судна-рефрижератора и два саморазгружающихся грузовых судна. Следующая поставка B&W в СССР включала три судна для транспортировки древесины в 1936 году.

В соответствии с данными изготовителя, пароход водоизмещением 7500 т под названием "Лена" был спущен на воду 11 марта 1933 г. Испытательное плавание прошло 6 мая 1933 года. Корабль был построен в соответствии со специальными требованиями компанией "Ллойд" - самой почтенной и уважаемой организации в мире в области судостроения, с примечанием "Усиленный для навигации во льдах". Отметим также, что в пресс-релизе фирмы B&W "Грузопассажирское судно "Челюскин" пароход был отнесен к судам ледокольного типа (the ice breaking type). Первый переход корабль совершил в Ленинград, куда прибыл 5 июня 1933 г. Пароход "Лена" переименовали 19 июня 1933 года. Он получил новое название - "Челюскин" в честь русского мореплавателя и исследователя севера С.И. Челюскина.

Мы получили копии регистрационных журналов Lloyd Register за 1933-34 гг. из Лондона. Пароход "Лена" был зарегистрирован "Ллойдом" в марте 1933 г. под номером 29274.

Тоннаж 3607 т
Время постройки 1933 г.
Строитель Burmeister&Wain Copenhagen
Владелец Совторгфлот
Длина 310.2'
Ширина 54.3'
Глубина 22.0'
Порт приписки Владивосток, Россия
Двигатель (специсполнение)
Характеристика +100 A1 strengthened for navigation in ice 

Расшифровка символов класса:
+ (Мальтийский крест)означает, что судно построено под надзором "Ллойда";
100 - означает, что судно построено по правилам "Ллойда";
A1 - означает, что судно построено для специальных целей или для специального торгового мореплавания;
Цифра 1 в этом символе означает, что судно хорошо и эффективно оборудовано в соответствии с правилами "Ллойда"; strengthened for navigation in ice - усиленный для навигации во льдах.

После переименования в Регистре была сделана новая запись под номером 39034. Название корабля дано в "Cheliuskin". Все основные характеристики были повторены.

В ведомости погибших судов регистра "Ллойда" "Челюскин" с регистрационным номером 39034 занесен с указанием следующей причины гибели: "Разрушен льдами на северном побережье Сибири" 13 февраля 1934 г. Других записей, относящихся к этому периоду, в регистре нет.


После первого плавания в Ленинград и обратно на верфи в Копенгагене были устранены недостатки, замеченные советской стороной. Соблюдение всех условий контракта на постройку судна косвенно подтверждается также тем, что отсутствуют данные о претензиях советской стороны к фирме-изготовителю после гибели "Челюскина", а также дальнейшими заказами советских внешнеторговых организаций этой фирме. Об этом также свидетельствует акт обследования судна 8 июля 1933 г. в Мурманске по нормам советского Морского регистра, не содержащий замечаний. Акт приведен полностью в приложении 2.

Таким образом, безусловно, ошибочным является утверждение многих, в том числе и участников экспедиции, что корабль представлял собой обычный грузопассажирский пароход, не предназначенный для проходки в ледовой обстановке. Не могло быть не только дипломатических, но и технических оснований для нот правительства Дании правительству СССР по недопустимости использования "Челюскина" в северных морях. Можно не предположительно, а однозначно утверждать, что эта часть рассказа Э. Белимова, якобы документально подтвержденная секретным архивом "Секретная папка ЦК КПСС", является вымыслом.

Л.И. Фрейдгейм