Крейсер "Киров"
Первым крупным военным кораблем, построенным в советское время, стал крейсер “Киров”. При его проектировании и строительстве для оказания технической помощи пришлось привлечь итальянских кораблестроителей - сказались репрессии 20-х и 30-х годов.
Крейсер “Киров” вступил в строй 23 сентября 1938 г. В те годы он считался одним из лучших легких крейсеров в мире. При водоизмещении 9436 т он имел длину 191,3 м, ширину 17,6 и осадку 7,2 м. “Киров” при мощности механизмов 110000 л.с. развивал скорость 35,5 узла (около 64,8 км/ч), а орудия его главного калибра - три трехорудийные башни со 180-мм пушками - могли поражать противника на расстоянии 36 км (194 кабельтова). На крейсере было также установлено восемь 100-мм универсальных орудий, а от нападения с воздуха его защищали десять 37-мм зенитных автоматов и восемь крупнокалиберных зенитных пулеметов. Корабль также имел два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата и мог принять на борт 90 якорных мин заграждения. Для ведения разведки и корректировки огня “Киров” располагал одной катапультой и двумя гидросамолетами. Его экипаж составляли 872 моряка.
При прорыве кораблей Балтийского флота из Таллина в Ленинград 28-29 августа 1941 г. “Киров” шел под флагом командующего флотом вице-адмирала В.Ф. Трибуца. Один за другим пикировали на “Киров” фашистские самолеты. Прицельным огнем зенитчиков врага отгоняли, но ненадолго. За первой волной фашистских самолетов следовала вторая, и так без перерыва - почти до самого Кронштадта.
“Киров” отбил атаки 52 самолетов, но ни одна из 80 бомб, сброшенных на крейсер, к счастью, не достигла цели. 29 августа “Киров” стал на якорь в Кронштадте, а 4 сентября его артиллерия уже вела огонь по немецким войскам, рвавшимся к Ленинграду.
В сентябре 1941 г. более 100 моряков крейсера покинули палубу корабля, чтобы защищать Ленинград в морской пехоте.
21 сентября 1941 г. крейсер в течение всего дня вел непрерывный бой с фашистской авиацией. “Юнкерсы” шесть раз налетали на корабль волнами по 50-70 самолетов с четырех направлений, обрушивая на “Киров” и стоящие рядом суда сотни бомб. И на этот раз атаки были отбиты огнем корабельных зенитчиков, сумевших сбить один “Юнкерс”.
С 1 сентября по 23 октября 1941 г. крейсер “Киров” выпустил из орудий главного калибра около 500 снарядов по врагу, а его зенитная артиллерия сбила три и подбила 12 “Юнкерсов”.
Весной 1942 г., когда “Киров” стоял в Неве, немецкое командование предприняло операцию “Айсштосс” (“Ледовый удар”) с целью уничтожения вмерзших в лед кораблей Балтийского флота. В течение 28 марта – 30 апреля по ним наносились комбинированные удары авиацией и артиллерией. 24 апреля в крейсер попали две 250-кг бомбы и один крупнокалиберный снаряд. На корабле начался пожар, стали рваться зенитные боеприпасы, но через 45 минут огонь удалось потушить. Одновременно на корабле были выведены из строя все 100-мм орудия, повреждены кормовая труба и грот-мачта, разрушены отделение вспомогательных котлов и камбуз, 82 человека погибли, а 42 получили ранения. Но уже через два месяца “Киров” снова вернулся в строй, продолжал сражаться с фашистами.
За годы Великой Отечественной войны он провел более 300 боевых стрельб. Его снарядами уничтожены тысячи фашистских солдат, сотни автомашин с боеприпасами и снаряжением, подавлены десятки артиллерийских батарей противника. 27 февраля 1943 г. “Киров” первым из надводных кораблей Балтийского флота был награжден орденом Красного Знамени.
После войны, пройдя модернизацию, “Киров” еще долгие годы нес службу в составе Балтийского флота. В 1965 г. он стал учебным кораблем, на котором проходили корабельную практику курсанты высших военно-морских училищ. В 1980 г. в состав Северного флота вошел новый, атомный ракетный крейсер “Киров”. Артиллерийские же башни старого корабля установлены как реликвии на набережной в Петербурге.
К началу Великой Отечественной войны в строй вступили три крейсера, подобных “Кирову”, - “Максим Горький”, “Ворошилов” и “Молотов”, а к 1944 г. еще два - “Каганович” и “Калинин”.
очень много не отражено и неточно. Я знаю что киров участвовал в дуели с финским монитором майне вайне. В 1965 командиром был кап 1 пелипенко. В этом же году на кресере побывал ген сек брежнев. И еще при переходе с таллина крейсер был торпедирован немецкой под лодкой и его прикрыл эсминец сокрушительный. Эсминец затонул.