admin

Строительство ВМФ

Теория Военно-Морского Флота, являясь составной частью военной науки, представляет собой систему научных знаний, раскрывающих законы и закономерности вооруженной борьбы на море, принципы строительства ВМФ, его подготовки и применения в ходе войны и в мирное время.

Теория ВМФ включает в себя:

  • общую часть теории ВМФ,
  • теорию военно-морского искусства,
  • теорию строительства ВМФ,
  • теорию воинского обучения и воспитания,
  • теорию управления ВМФ,
  • теорию тыла ВМФ,
  • военно-морскую историю.

Развитие теории ВМФ, как и всей военной науки, становится ключевой проблемой военной реформы, решение которой связано в первую очередь с разработкой методологий преобразования Военно-Морского Флота и Вооруженных Сил в целом. Как свидетельствует исторический опыт, к любой возникающей в процессе преобразований проблеме следует относиться не к отдельно взятой, а к совокупности взаимосвязанных проблем. Это важное обстоятельство предопределяется созданием таких сложных организационно-технических систем, как ВМФ и Вооруженные Силы. Необоснованное сокращение, изменение структуры или режима функционирования элементов указанных систем немедленно сказываются на качестве их работы. Может произойти и частичная утрата определенных свойств. Их восстановление будет связано с новыми экономическими затратами, нередко значительно большими, чем выигрыш от неоправданных изменений.

Итак, проблемосодержащая система - строительство ВМФ. Флот должен быть кардинально перестроен с целью придания ему необходимых качественных параметров (мобильности, боеготовности, боевой устойчивости и др.) для гарантированного выполнения поставленных задач в любых самых сложных условиях обстановки. В этом, как мне кажется, и состоит сущность исходной проблемы. Проблеморазрешающая система - совокупность различных государственных и правительственных организаций (Министерства обороны России и соответствующих ему органов государств, входящих в состав СНГ; академий наук, организаций других министерств и ведомств), в результате совместной целенаправленной деятельности которых могут быть найдены решения выявленных проблем. При этом военно-морской флот должен рассматриваться как целостная, уникальная, специфическая система, способная объединить боевые системы различного масштаба (стратегического, оперативного, тактического) в соответствии с развитием обстановки, а также поддерживать необходимый режим их функционирования в предвоенный период и с началом войны.

Важнейшим качественным параметром строительства ВМФ в современных условиях становится его комплексное сбалансированное развитие на основе создания боевых систем. Направить исследования по разработке программ вооружения на создание таких систем - значит подчинить распределение военных расходов «противозатратному» механизму, исключающему возможность вложения материальных средств в проекты (программы), не отвечающие современным требованиям. Нецелесообразным, например, окажется строительство самого современного корабля океанской зоны, если не будет обеспечена реализация его возможностей в составе боевой системы, предназначенной для борьбы как в морских, так и в океанских зонах.

Рассмотрение разрабатываемых средств вооруженной борьбы в качестве элементов (подсистем) боевых систем позволит нацелить работу конструкторских бюро и предприятий оборонной промышленности на разработке систем требуемых функциональных свойств, повысить военно-экономическую эффективность создаваемых образцов оружия и военной техники.

Флот должен быть кардинально перестроен с целью придания ему необходимых качественных параметров (мобильности, боеготовности, боевой устойчивости и др.) для гарантированного выполнения поставленных задач в любых самых сложных условиях обстановки. В этом, как мне кажется, и состоит сущность исходной проблемы. Проблеморазрешающая система - совокупность различных государственных и правительственных организаций (Министерства обороны России и соответствующих ему органов государств, входящих в состав СНГ; академий наук, организаций других министерств и ведомств), в результате совместной целенаправленной деятельности которых могут быть найдены решения выявленных проблем. При этом военно-морской флот должен рассматриваться как целостная, уникальная, специфическая система, способная объединить боевые системы различного масштаба (стратегического, оперативного, тактического) в соответствии с развитием обстановки, а также поддерживать необходимый режим их функционирования в предвоенный период и с началом войны.

Важнейшим качественным параметром строительства ВМФ в современных условиях становится его комплексное сбалансированное развитие на основе создания боевых систем. Направить исследования по разработке программ вооружения на создание таких систем – значит подчинить распределение военных расходов «противозатратному» механизму, исключающему возможность вложения материальных средств в проекты (программы), не отвечающие современным требованиям. Нецелесообразным, например, окажется строительство самого современного корабля океанской зоны, если не будет обеспечена реализация его возможностей в составе боевой системы, предназначенной для борьбы как в морских, так и в океанских зонах.

В случае неизбежности реагирования при реальном кризисе военно-морские силы явятся единственными, кто будет способен прибыть в район событий в боеготовом состоянии, так как они сами перевозят все необходимые им материальные средства. Таким образом, ВМС незаменимы для быстрых ответных действий, как это показал опыт реагирования на иракское вторжение в Кувейт.

В США понимают, что кризисы могут возникать в различных районах мира, поэтому Соединенные Штаты планируют одновременно действовать более чем в одном кризисном районе. Это может с большей степенью вероятности потребовать использования резервов первой очереди и поддержания части сил в 30 дневной готовности для разрешения региональных конфликтов. Тем не менее, ни регулярные силы, ни резерв первой очереди по своим размерам не будут достаточны чтобы противостоять глобальной угрозе, исходящей от крупных держав. Если подобная угроза возникнет вновь, полагают, что в распоряжении будет как минимум два года для воссоздания более крупных сил, переориентированных на новые задачи.