Автомобильный транспорт

Хотя первые автомобили были сконструированы еще в конце XIX в., развитие этого вида транспорта началось в XX в. При этом в течение многих десятилетий темпы роста были очень высоки, а само внедрение этого транспорта в по-вседневную жизнь привело ко многим качественным переменам в экономике, социальной сфере, экологии и т.д.

В 1900 г. во всем мире насчитывалось всего 6 тыс. автомобилей. В 1950 г. их было уже 62,3 млн., а к началу 60-х годов - 103 млн. В 1970 г. эксплуатировалось 246,4 млн. машин. В начале 90-х годов их число возросло еще вдвое. Наконец, на пороге XXI в. число грузовых автомашин, превысило 140 млн., а легковых - 460 млн.

Грузооборот автотранспорта в целом по миру увеличился с 1913 по 1970г. в сотни раз: К 70-м годам был превышен рубеж в 2000 млрд. т-км. В последующие три десятилетия грузооборот возрос еще более чем на треть и к 2000 г. достиг 3500 млрд. т-км.

Развитие автомобильного транспорта радикально изменило всю ситуацию с сухопутными перевозками грузов и пассажиров. В конечном итоге был вначале вытеснен гужевой транспорт, а впоследствии было серьезно ограничено развитие железных дорог.

Пассажирооборот на автомобильном транс-порте в целом по миру достиг к началу XXI в. колоссальной величины - 10620 млрд. пасс.-км. Автомобили стали основным видом транспорта в пассажирских сообщениях (более 2/3 всего пассажирооборота развитых стран). Автомобильный транспорт доказал свои преимущества при пере-возках на короткие и средние расстояния. Он доминирует во внутригородских перевозках.

Мировой парк грузовых автомобилей только за последние 30 лет вырос в 2 раза - с 70 млн. до более чем 140 млн., а легковых автомобилей - в 1,7 раза. При этом большая часть автотранспортных средств принадлежит развитым странам Европы и Северной Америки, равно как и основная часть дорожной сети с твердым покрытием.

В России (СССР) автотранспорт, особенно легковой, развивался медленнее, чем в западных странах, и менее успешно, чем такие виды транс-порта, как железнодорожный и водный, что объясняется общей социально-экономической политикой государства. Эксплуатационная длина авто-дорог с твердым покрытием в 1928 г. составляла в Российской Федерации 20 тыс. км, в 1940 г. - 68 тыс., в 1950 г. - 83 тыс., в 1970 г. - 264 тыс. км.

Протяженность российских автодорог в настоящее время превышает 750 тыс. км. Ввиду размеров территории РФ показатель плотности авто-дорог на единицу площади явно недостаточен, а их качество оставляет желать лучшего. В связи с ухудшением экономического положения в 90-е годы общий объем автоперевозок в РФ снижался и к началу XXI в. составлял около 600 млн. т.