admin

Основание регулярного Российского военно-морского флота

Основание регулярного Российского военно-морского флота относится к бурной эпохе Петра I. Историческая необходимость свободного выхода к морям становилась первостепенной и неотложной задачей, от решения которой зависело дальнейшее развитие Российского государства. Петр I отлично понимал, что добиться этого можно лишь совместными действиями армии и флота. “Всякий потентант,гласило крылатое изречение Петра I, вошедшее в “Книгу устав морской...”,-который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет”.

Поэтому в неслыханно короткий срок, с ноября 1695 по май 1696 г., в Воронеже, Брянске, Преображенском, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли “Апостол Петр” и “Апостол Павел”, 4 брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок и плотов, составившие Азовский флот-первое регулярное формирование отечественного военно-морского флота. В результате 19 июля 1696 г. Россией при поддержке флота была одержана первая крупная победа в борьбе за выход к морю - взята турецкая крепость Азак (Азов).

Обсудив результаты боевых действий на Азове, Боярская дума 20 октября 1696 г. по представлению Петра I приняла указ, в котором постановила: “Морским судам быть”. После принятия этого указа для строительства судов организуются так называемые кумпанства. Они представляли собой объединения владельцев, имевших более ста дворов крепостных крестьян, для строительства кораблей военного флота. 

Петру I был хорошо знаком опыт русских мастеров в постройке судов, но он считал необходимым ознакомиться с состоянием судостроения и за границей. В 1697 г. он поехал в Голландию и Англию, взяв с собой для учебы около ста молодых людей; в то время эти страны считались наиболее передовыми в строительстве кораблей. Однако Петр I, принимавший практическое участие в постройке современного фрегата на одной из верфей Голландии, остался недовольным полученными здесь знаниями. В письме к Ф.М. Апраксину он писал: “Строят суда просто по навыку и опыту без всяких хитростных чертежей”. Поэтому он незамедлительно перебрался в Англию, где и изучил эту премудрость - постройку корабля по чертежам.

Вернувшись в Россию, Петр I лично разработал чертежи 58-пушечного корабля, получившего название “Гото Предестинация”. Главным строителем был тоже Петр I, а в его отсутствие за работой наблюдали корабельные мастера Ф. Скляев и П. Верещагин. Этот корабль, построенный на Воронежской верфи в 1700 г., по отзывам современников, был очень красивым, “изрядного художества и зело размером добро состроенный”.