Водный транспорт в военном деле

Военный транспорт — транспорт, обеспечивающий перевозки войск и военной техники, а также снабжение войск всем необходимым.

До середины XIX века в военных целях применялся только гужевой, вьючный и водный транспорт.

В 1809 году в Российской империи было издано Учреждение об управлении водными и сухопутными сообщениями, по которому все водные и сухопутные пути сообщения разделялись на 10 округов, во главе которых назначались окружные начальники. Окружные начальники подчинялись главному директору, при котором был учрежден совет в составе 3-х советников, являющихся генерал-инспекторами водных и сухопутных сообщений, а также экспедиция из 3-х отделов: 1-й ведал водными сообщениями; 2-й — сухопутными сообщениями; 3-й — торговыми портами. Выбор почтовых трактов или других путей сообщения под военные дороги и приписка к ним соответствующей полосы земли производились на заседании у начальника главного штаба по докладу генерал-квартирмейстера и дежурного генерала. Это решение утверждалось главнокомандующим и поступало на исполнение к генерал-вагенмейстеру и директору военных сообщений.

Водный транспорт (речной, морской) дополняет работу железнодорожных дорог, а в ряде случаев самостоятельно осуществляет перевозки. Морской транспорт имеет важнейшее значение при действиях войск на приморских направлениях. Большая грузоподъемность морского транспорта и технические усовершенствования позволяют организовать крупные морские десантные операции и их материальное обеспечение. Речные пути сообщения используются для параллельной работы с железнодорожным и автомобильным транспортом, а в отдельных случаях служат в качестве самостоятельных коммуникаций.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТОМ ВОЕННЫХ ЗАДАЧ

Известно, что транспорт является хозяйством в техническом отношении очень сложным, и приходится поражаться, как блестяще разбирался Владимир Ильич во всех этих вопросах.

Особенно большая переписка Владимира Ильича сохранилась по вопросам перевозки войск, продовольствия и топлива.

Для всей переписки Владимира Ильича характерны точные формулировки; четкие и краткие указания, что именно надо сделать, и требование таких же четких и кратких ответов; всюду он настаивает на проверке исполнения данного поручения. Требуя точности обращения с цифрами, Владимир Ильич сам во всех резолюциях, указаниях, письмах, записках был пунктуален и точен; он всюду подчеркивает главное, на что надо обратить внимание, на что надо нажимать в первую очередь.

Героическая борьба Красной Армии с белогвардейцами и интервентами требовала от транспорта напряженной работы по переброске войск, военного снаряжения, продовольствия, раненых и возможно более полного удовлетворения всех задач обороны.

В целях оздоровления работы транспорта партия под руководством Владимира Ильича приняла ряд серьезных мер. Так, 19 ноября 1919 года СНК создал комиссию, которая по докладу Реввоенсовета Республики наметила мероприятия по оздоровлению транспорта. Слабость транспортного аппарата вынуждает СТО привлечь военное ведомство (его аппарат военных сообщений) почти к оперативному командованию транспортом. Центральному управлению военных сообщений поручается ежедневное наблюдение за движением не только войск, но и продмаршрутов и топливных поездов. Партия выдвигает лозунг Все на транспорт! и перебрасывает большое количество своих членов на транспортную работу.

Обеспечение успешности борьбы на фронтах требовало охраны путей и сохранения непрерывности движения. Партия и правительство под руководством Владимира Ильича вели борьбу за восстановление разрушенных линий и мостов, за ликвидацию снежных заносов и проводили мобилизацию окружающего населения на борьбу с ними. Имеется множество постановлений Совета Обороны, позже СТО, сформулированных Владимиром Ильичем, где он очень резко ставит вопрос об отношении местных органов, плохо помогающих нормальному движению железных дорог, не принимающих мер для расчистки снега, не мобилизующих население для этой цели. Вот постановление, вынесенное Советом Обороны 17 марта 1919 года: Ввиду того что целый ряд исполкомов, как губернских, так и уездных, не проявил достаточной энергии по расчистке железнодорожных путей от снежных заносов, несмотря на постановление Совета Обороны от 25-го декабря 1918 г., и что Чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией, несмотря на эту преступную нераспорядительность, никого из членов исполкомов не подвергли аресту, Совет Обороны постановляет:

Впредь председатели Чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией будут сами подвергаться немедленному аресту в том случае, если и в будущем они не будут подвергать аресту лиц, ответственных за выполнение постановления Совета Обороны по борьбе со снежными заносами.

Большое значение для обеспечения непрерывности движения имела ликвидация бандитизма, который был сильно развит на линии железных дорог. Требовалось принятие ряда решительных мер для получения гарантии сохранности железнодорожных мостов. Совет Обороны 6 июня 1919 года утвердил предложения военного ведомства об охране мостов коммунистами-железнодорожниками.

Фронтовое командование энергично нажимало на железные дороги, не справлявшиеся с заданиями по перевозкам войск и подвозу продовольствия. Для усиления бдительности на транспорте вначале на отдельных фронтах, а потом и на всех были назначены чрезвычайные военные комиссары и введено военное положение на железных дорогах.