Линкоры и крейсеры

Замечательна история создания первых отечественных линейных кораблей-дредноутов “Севастополь”, “Петропавловск”, “Гангут” и “Полтава”, вступивших в строй в конце 1914 г. В их проектировании и строительстве принимали участие выдающиеся русские инженеры-кораблестроители, в том числе А.Н. Крылов и И.Г. Бубнов. Во время 1-й мировой войны эти мощные корабли, вооруженные двенадцатью 305-мм орудиями с дальностью стрельбы 40 км, придали центральной минно-артиллерийской позиции высокую боевую устойчивость, что сделало вход в Финский залив практически неприступным для германского флота. После Октябрьского переворота и Гражданской войны три из них (“Севастополь”, “Петропавловск”, “Гангут”), пройдя ремонт, вошли в состав советского ВМФ под названиями “Парижская коммуна”, “Марат” и “Октябрьская революция”. “Парижская коммуна” (с 31 мая 1943 г. - “Севастополь”) принимала участие в обороне Севастополя, а “Марат” (с 31 мая 1943 г. - вновь “Петропавловск”) и “Октябрьская революция” - в обороне Ленинграда и снятии блокады. Как и “новики”, они дожили до 50-х годов, став учебными кораблями, за исключением линкора “Марат”, который получил в 1941 г. тяжелые повреждения корпуса.


Три линкора такого же типа построены для Черного моря - “Императрица Мария”, “Императрица Екатерина Великая”, “Император Александр III”. Вступление их в строй обеспечило господство русского флота на Черном море в течение всей войны. Трагично сложилась судьба этих кораблей. “Императрица Мария” взорвалась (видимо, была подорвана германскими агентами) в Севастопольской бухте, “Императрица Екатерина Великая” (“Свободная Россия”) затоплена личным составом в Новороссийске, “Император Александр III” (“Воля”, затем “Генерал Алексеев”) угнан Врангелем в Бизерту.


Четыре легких крейсера типа “Светлана” для Балтики и четыре легких крейсера тина “Адмирал Нахимов” для Черного моря, заложенные незадолго до начала 1-й мировой войны, остались недостроенными и не принимали участия в боевых действиях. Три из них - “Профинтерн”, затем “Красный Крым” (“Светлана”), “Червона Украина” (“Адмирал Нахимов”) и “Красный Кавказ” (“Адмирал Лазарев”) - вступили в строй в советское время и принимали участие в Великой Отечественной войне на Черном море. “Червона Украина” погибла в 1941 г. в Севастопольской бухте в результате попадания вражеской авиабомбы. Остальные крейсера дожили до середины 50-х годов.


Линкоры типа “Севастополь” и “Императрица Мария”, легкие крейсера типа “Светлана” и “Адмирал Нахимов”, эскадренные миноносцы типа “Новик”, подводные лодки типа “Барс” строились в соответствии с Малой и Большой судостроительными программами, принятыми перед 1-й мировой войной.


Промышленный подъем в России накануне войны, сменивший довольно длительную экономическую депрессию, оживление сельского хозяйства, рост экспорта зерна и другой продукции обеспечили быстрое пополнение государственной казны. Это давало возможность правительству ассигновать на строительство флота огромные суммы-до 500 млн. руб. золотом единовременно. Не в меньшей степени реализация судостроительных программ зависела и от деятельности Морского министерства. В 1911-1917 гг. пост морского министерства занимал адмирал И.К. Григорович, которому удалось реформировать это ведомство, а затем наладить его четкую работу. Он также постоянно поддерживал тесные контакты с Государственной думой и Государственным советом, от которых зависело принятие законов о кредитах для строительства флота.