Многоцелевые суда для Арктики и не только

Для Арктики созданы многоцелевые суда, пригодные к работе в северных условиях без ледоколов, при температуре -50С и толщине льдов до 1 м. Это головное судно в серии «Норильск», однотипные «Тикси», «Игарка» и др. Они могут эксплуатироваться без захода в порты. Колесная техника, контейнеры, штучные грузы, зерно, уголь и др. грузы разгружаются специальной платформой на воздушной подушке грузоподъемностью 40 т., постоянно находящейся на борту.

Проектные и конструкторские работы по созданию скоростных морских судов ведутся во многих странах. Проект бесшумного сверхскоростного судна с использованием свойства сверхпроводимости утвердила японская ассоциация содействия судостроению.

Экспериментальный аппарат «Ямато-1» планировалось отправить в первое плавание в 1990 г. Принципиально новая силовая установка представляет собой два двигателя, установленные в днище судна водоизмещением 150 т. Морская вода забирается из-за борта и с силой выталкивается. Используется мощное магнитное поле, образуемое сильными электромагнитами, созданными с применением материалов, в которых при температуре -269?С практически пропадает сопротивление электротоку. Это резко снижает энергоемкость и повышает мощность двигателей.

Охлаждение обеспечивается жидким гелием. Как предполагают авторы проекта, суда со сверхпроводимыми электромагнитными установками смогут достигать до 100 узлов (185 км / ч). При этом они будут двигаться практически бесшумно.